понедельник, 7 марта 2011 г.

Artemisia Gentileschi или Жизнь, горькая как полынь

Artemisia Gentileschi
(1593-1652/53)


Я уже как-то писала про итальянскую художницу 17 века Джованну Гарцони. А сегодня я бы хотела рассказать про мощнейший талант её современницы Артемисии Джентилески. Так уж сложилось, что первые женщины-художницы были дочерями художников, отцы обучали их ремеслу и всем премудростям профессии. Артемисия родилась в 1593 году в семье известного римского художника Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi). Её мать умерла, когда Артемисии было 12 лет. Во время обучения в мастерской отца юная Артемисия продемонстрировала недюжинный талант. А в 1612 году, когда Артемисии было 19 лет, её изнасиловал друг и помощник отца Агостино Тасси. Под давлением отца, который рассчитывал на то, что Тасси на ней женится, Артемисия продолжала сексуальные отношения с насильником. Но, когда Орацио понял, что его матримониальным надеждам не суждено сбыться (Тасси был женат), он подал в суд на Тасси. Судебное разбирательство длилось в течение 7 месяцев – дело было предано широкой огласке. До нас дошли отчёты об этих судебных заседаниях – известно, что Артемисию подвергли унизительной гинекологической процедуре проверки, чтобы подтвердить или опровергнуть слова Тасси о том, что она была беспутной и до него у неё было множество мужчин. Но нашлись люди, из чьих свидетельств следовало, что Тасси планировал изнасилование Артемисии. Его осудили менее, чем на год тюрьмы. Артемисию быстро выдали замуж за некоего флорентийского художника, чтобы хоть как-то замять скандал. После освобождения Тасси, Орацио снова возобновил с ним дружеские отношения – это обстоятельство прибавило боли и унижения Артемисии. Все эти печальные факты нашли место в её творчестве. Вот одна из первых картин, написанных Артемисией почти сразу после трагедии.


Юдифь обезглавливает Олоферна (1612-1613)
Драматизм происходящего на картине усиливают резкие светотени. В манере Артемисии чувствуется влияние Караваджо, её великого современника. Но Артемисия пошла дальше своего учителя. Её полотно смелее, кровавее, злей, да и вообще сложно поверить в то, что картину написала 20-летняя девушка. Её Юдифь хладнокровно перерезает горло Олоферна, словно горло какого-то жертвенного животного. Лицо Олоферна искажено, он пытается сопротивляться, но его сопротивление сдерживает служанка Юдифи. Общее впечатление от картины таково, что это не Юдифь обезглавливает Олоферна, а сама Артемисия упивается местью.
Художница не единожды повторяла этот сюжет, с каждым разом, становясь всё более кровожадной.


Юдифь обезглавливает Олоферна (1618-1620)
В этой более поздней версии Артемисии раздвинула границы полотна, теперь мы видим ноги Олоферна и смятые от борьбы простыни. Кровь хлещет во все стороны. Лица Юдифи и служанки спокойны и даже деловиты, как будто они разделывают тушки цыплят на кухне к ужину.
Артемисия Джентилески стала первой женщиной, пишущей на мифологические и библейские сюжеты. Это было очень смелым шагом для женщины той поры, потому что женщинам-художницам не позволяли изображать что-то сложнее миниатюрных портретов и ботанических зарисовок.
Ну, и конечно же, нельзя не упомянуть о многовековом забвении и несправедливости, свершившейся по отношению к художнице - после смерти Артемисии её картины стали приписывать разным художникам и её отцу, в том числе. И лишь в конце 20 века, в 1989 году, вышла книга Марии Гаррард, посвящённая жизни и творчеству Артемисии. В 1991 году во Флоренции состоялась её первая выставка. А в 1998 году во Франции был поставлен фильм “Artemisia” режиссёр: Agnes Merlet.
Сайт о художнице: http://www.artemisia-gentileschi.com/

UPDATE: Часть поста, посвящённая моему отношению к 8 Марта, переехала сюда: http://opusesexperiences.blogspot.com/2011/03/blog-post_07.html . Буду стараться строго придерживаться тематики.