суббота, 20 ноября 2010 г.

Виктор Пивоваров

Художник Виктор Дмитриевич Пивоваров - один из основателей московской школы концептуализма 70-х годов. Но мало кому он был известен в таком качестве, зато миллионы советских детей помнят его неподражаемые иллюстрации к произведениям Андерсена, к стихотворениям Генриха Сапгира и Овсея Дриза, к сказке "Чёрная курица" Антония Погорельского и ко многим-многим другим. Всего Пивоваров оформил более 50 книг и, с начала 60-х годов и до самого своего отъезда из Союза в Чехию в 1982 году, сотрудничал с детскими журналами "Мурзилка" и "Весёлые картинки".
Вообще, многие художники-нонконформисты, находившиеся за чертой официального советского искусства, подвизались на ниве книжной графики. Кто-то работал на издательства вынужденно, без особого удовольствия, чтобы элементарно заработать на хлеб или получить статус (вступить в Союз художников), а кто-то, как Пивоваров, любил оформлять книги для детей и отдавался этому делу полностью. 
В детскую иллюстрацию Пивоваров привнёс своё особое сюрреалистичное видение, которое  полностью отвечало восприятию мира ребёнком. Манера Пивоварова очень уютная, домашняя. Мне его иллюстрации напоминают расцвеченный шёлк, которым обита изнутри волшебная шкатулка. И сразу вспоминается зонтик Оле-Лукойе с живыми картинками :)

Г.-Х. Андерсен. Оле-Лукойе.





Иллюстрации к стихотворениям О. Дриза в переводе Г. Сапгира.

И, напоследок, одно маленькое стихотворение чудесного О. Дриза:

Если бы мне было восемь
Если бы, дети,
Теперь было мне
Ни много, ни мало,
А лет этак восемь,
Дурную привычку —
Чертить на стене
Я бы, друзья,
Обязательно бросил.
И скамьи садовые
Беспричинно
Кромсать я не стал бы
Ножом перочинным.
Напротив, у каждой стены
И скамейки
Я стал бы цветы
Аккуратно сажать.
Растил бы я их,
Поливал бы из лейки...
Ах, если б мне было
Лет восемь опять!