вторник, 19 октября 2010 г.

Edward Hopper

Сегодня я напишу ещё об одном моём любимом американском художнике - об Эдварде Хоппере. Хоппера очень часто сравнивают с Эндрю Уайетом и отнюдь не напрасно, оба – крайние индивидуалисты, оба воспевали “пустые пространства” провинциальной Америки и оба шли против течения, не поддаваясь модным веяниям всяких –измов, за что и подвергались острой критике современников.
Манера Хоппера очень узнаваема: он использует резкое контрастное освещение для ещё большего усиления изоляции и отчуждённости персонажей, будь то свет яркого утра или жутковатый свет его ночных кафе. Например, контраст между жёлтым полем и тёмным лесом на одной из моих любимых картин "Вечер на Кейп-Коде" ("Cape Cod Evening", 1939), где изображена пара, в которой каждый сам по себе, хотя оба словно бы вместе отдыхают около своего дома. И даже собака на этой картине не обращает внимания на хозяина, который пытается её подманить, а прислушивается, по выражению самого Хоппера, к далёкому зову охоты.






Самая знаменитая его картина, ставшая  американским  архетипом  "Nighthawks", 1942. "Полуночники" или "Ночные ястребы", что, как мне кажется, больше подходит по смыслу, стоит только вглядеться в хищные выражения лиц мужчины и женщины, сидящих в кафе. Ярко освещённое помещение резко контрастирует с темнотой снаружи, свет электрических ламп льётся на улицу, задавая тон картине и наполняя её тайной.




Основные мотивы творчества Хоппера, это - урбанистическое одиночество человека, отчуждение между мужчиной и женщиной и пейзажи Америки, страны первопроходцев, с её бесконечными дорогами, бескрайними пустынями, океанами и улицами, напоминающими метафизические пейзажи де Кирико.
Картины Эдварда Хоппера загадочные и как будто вневременные. Действия нет, взгляд художника отстранён, не происходит НИЧЕГО. Но, между тем, тонкие композиционные отношения, которые так умело выстраивает Хоппер, и его огромное мастерство в изображении света словно подводят нас к тому, что ЧТО-ТО должно произойти. Это напряжение от ожидания наэлектризовывает пространство. Здесь Хоппер предвосхищает Хичкока...

















           
Современник Хоппера художник Чарльз Берчвилд писал: "В наше время прогресс и, вообще, новые формы жизни развиваются так стремительно, что миллионы людей чувствуют себя отставшими, ненужными и одинокими. Не менее одинокими, чем их предки пионеры в пустынных прериях дикого Запада. Хоппер первым запечатлел этот феномен. О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков".