суббота, 25 сентября 2010 г.

Andrew Wyeth

Я не помню, когда и где впервые увидела репродукцию картины Эндрю Уайета. По-моему, это был один из покетбуков издательства “Азбука”, это был Сэлинджер “Над пропастью во ржи” и на обложке была незабываемая Кристина, вернее, её мир, “Мир Кристины”. При всей кажущейся простоте картина обладала какой-то магической притягательностью, я просто застыла над ней... Но возможно это аберрации памяти сыграли со мной какую-то шутку, ведь имена Сэлинджера и Уайета часто ставят рядом,  как приверженцев великой американской традиции индивидуализма. Именно, на стремлении к выражению своей личности, своей индивидуальности в противовес коллективному сознанию и строилось американское общество. Этим так привлекательна Америка и её великая культура для многих и для меня в том числе, для тех, кто не хотел и не хочет быть бессловесной деталью бессмысленной системы…

Cristina's World, 1948                                      Christina’s World, 1948

Итак, в чём же загадка Кристины? Почему она заставляет снова и снова возвращаться к ней?...
 Почти степной пейзаж и  маленькая женщина в розовом платье, приподнявшись, смотрит в сторону дома на пригорке. От картины осязаемо исходят тревога и напряжение. Кажется, что вот-вот произойдёт что-то неизбежное… Чем достигается этот эффект? Средства выражения намеренно скупы, цветовая гамма сдержанна, сюжет прост. Но дух, дух Кристины как будто мечется в пространстве, ищет выход… У меня не хватает слов, чтобы передать ощущение от  картины, и я просто склоняю голову перед гением Уайета. Прошло несколько лет, прежде чем я узнала историю создания “Мира Кристины”. Героиней стала соседка Уайетов по летнему дому в штате Мэн Кристина Олсон, хотя позировала художнику его супруга. У Кристины были парализованы ноги, однако художник был совершенно поражен ее целеустремленностью и силой духа, которые и вдохновили его на написание полотна.
                                     
Love in the Afternoon 1992                                        Love in the Afternoon, 1992

Размышляя об Уайете, я додумалась до термина “надреализм”, хотя, скорее всего, я его где-то слышала. Не просто фиксация происходящего, но надмирность и нереальность среди обыденной предметной жизни, которая достигается с помощью крайне индивидуалистского, субъективного видения. Уайет не объективен и в этом его величие и этим он отличается от классических реалистов.

Wind from the Sea_ 1947                                           Wind from the Sea, 1947

Совершенно замечательная особенность творчества Уайета в том, что он всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мэна, где у семьи был летний дом. Он рисовал ТОЛЬКО два эти места. Он делал портреты ТОЛЬКО жителей этих городков – своих друзей и соседей. "Я сознательно не люблю путешествовать, - пишет в своих дневниках Эндрю Уайет. - После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же - вы делаетесь более эрудированными... Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность".

Day Dream, 1980                                                  Day Dream, 1980

Night Sleeper_ 1979                                                   Night Sleeper, 1979

Overflow, 1978                                                       Overflow, 1978
                                          
Faraway, 1952                                                        Faraway, 1952
         Почти дюреровский мальчик.

TheHunter, 1943                                                The Hunter, 1943
Поразительный ракурс!


Indian Summer 1970                                                                   Indian Summer, 1970

Airborne, 1996                                                    Airborne, 1996


 
Биограф художника Ричард Меримен говорил: Я думаю, Эндрю Уайет, больше, чем любой современный американский художник, поднял знамя «эмоционального реализма». Другой термин даже лучше для его стиля – «магический реализм»”… И ещё: “секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства, которые для большинства людей НЕВЫРАЗИМЫ, но УЗНАВАЕМЫ”.